Не гулял с кистенем я в дремучем лесу,
Не лежал я во рву в непроглядную ночь,-
Я свой век загубил за девицу-красу,
За девицу-красу, за дворянскую дочь.

Я в немецком саду работал по весне,
Вот однажды сгребаю сучки да пою,
Глядь, хозяйская дочка стоит в стороне,
Смотрит в оба да слушает песню мою.

По торговым селам, по большим городам1
Я недаром живал, огородник лихой,
Раскрасавиц девиц насмотрелся я там,
А такой не видал, да и нету другой.

Черноброва, статна, словно сахар бела!..
Стало жутко, я песни своей не допел.
А она — ничего, постояла, прошла,
Оглянулась: за ней как шальной я глядел.

Я слыхал на селе от своих молодиц,
Что и сам я пригож, не уродом рожден,-
Словно сокол гляжу, круглолиц, белолиц,
У меня ль, молодца, кудри — чесаный лен…

Разыгралась душа на часок, на другой…
Да как глянул я вдруг на хоромы ее —
Посвистал и махнул молодецкой рукой,
Да скорей за мужицкое дело свое!

А частенько она приходила с тех пор
Погулять, посмотреть на работу мою
И смеялась со мной и вела разговор:
Отчего приуныл? что давно не пою?

Я кудрями тряхну, ничего не скажу,
Только буйную голову свешу на грудь…
«Дай-ка яблоньку я за тебя посажу,
Ты устал,- чай, пора уж тебе отдохнуть».

— Ну, пожалуй, изволь, госпожа, поучись,
Пособи мужику, поработай часок.-
Да как заступ брала у меня, смеючись,
Увидала на правой руке перстенек…

Очи стали темней непогодного дня,
На губах, на щеках разыгралася кровь.
— Что с тобой, госпожа? Отчего на меня
Неприветно глядишь, хмуришь черную бровь?

«От кого у тебя перстенек золотой?»
— Скоро старость придет, коли будешь всё знать.
«Дай-ка я погляжу, несговорный какой!»-
И за палец меня белой рученькой хвать!

Потемнело в глазах, душу кинуло в дрожь,
Я давал — не давал золотой перстенек…
Я вдруг вспомнил опять, что и сам я пригож,
Да не знаю уж как — в щеку девицу чмок!..

Много с ней скоротал невозвратных ночей
Огородник лихой… В ясны очи глядел,
Расплетал, заплетал русу косыньку ей,
Целовал-миловал, песни волжские пел.

Мигом лето прошло, ночи стали свежей,
А под утро мороз под ногами хрустит.
Вот однажды, как я крался в горенку к ней,
Кто-то цап за плечо: «Держи вора!» — кричит.

Со стыдом молодца на допрос привели,
Я стоял да молчал, говорить не хотел…
И красу с головы острой бритвой снесли,
И железный убор на ногах зазвенел.

Постегали плетьми, и уводят дружка
От родной стороны и от лапушки прочь
На печаль и страду!.. Знать, любить не рука
Мужику-вахлаку да дворянскую дочь!

Анализ стихотворения «Огородник» Некрасова

Первая публикация «Огородника» Николая Алексеевича Некрасова состоялась на страницах журнала «Отечественные записки».

Стихотворение написано в 1846 году. Его автору в этот момент исполнилось 25 лет, он удачно дебютировал как поэт, был замечен самим В. Белинским, вошел в редакцию журнала «Современник». Он несколько лет влюблен в А. Панаеву, сперва без взаимности, потом вполне счастливо. Впрочем, отношения эти приходилось скрывать, ведь его возлюбленная была замужем. По жанру – песня в народном духе, любовная драма, по размеру – трехсложник с перекрестной рифмовкой, 16 строф. Лирический герой – молодой крестьянин, огородник, крепостной. Есть и героиня – дворянская дочь. Поэт пробует свои силы в подражании устному народному творчеству. Композиция сюжетная. Завязка соотносится с финалом, уже в первой строфе читатель видит героя заключенным. Он рассказывает свою историю. «Не гулял с кистенем»: то есть, не был разбойником, не совершил преступлений. Он свой «век загубил» за запретную любовь к девушке другого сословия. Видимо, ее родители нашли управу на смелого молодца. Чисто фольклорный повтор: девицу-красу. «В немецком саду»: устроенном по принципам ландшафта немецкого сада. Юноша пел себе, огородничал, пока не увидел, что за ним наблюдает «хозяйская дочка». Парень оказывается ушлым, всяких «раскрасавиц» повидал. Дальше он рисует портрет девушки красками русской сказки (включая сравнение): черноброва, статна, словно сахар бела. Герою «стало жутко», вдруг повеяло на него острогом. «Постояла, прошла, оглянулась»: прием амплификации (повтора). Затем герой рисует свой портрет, едва ли не краше той девицы: пригож, словно сокол, круглолиц, белолиц, да еще и кудряв. Остудил мечты только взгляд на хоромы (дом) девушки. Начинаются быстрые разговоры, смешки, шуточная борьба. Героиня (он зовет ее «госпожой») тоже берется огородничать. Заприметив на руке у него перстень, ревнует. Происходит неожиданное объяснение: в щеку девицу чмок!.. Влюбленные встречаются тайком до самой зимы. Но однажды героя поймали, когда он крался по спящему дому «в горенку к ней». Принятый за вора, герой не смел оправдываться, не желая губить ни себя еще больше, ни свою любимую. Он был острижен, бит и в кандалах отправлен на каторгу. Так была загублена молодость героя. Что случилось с легкомысленной героиней – автор умалчивает. Лексика колоритная, живая. Сравнения: как шальной, темней непогодного дня. Усеченная форма глагола: разыгралася. Метафора: душу кинуло в дрожь. Эпитеты: невозвратных, лихой, несговорный (несговорчивый). Хвать, чмок, цап – слова с экспрессией, употребленные как глаголы. Уменьшительные суффиксы: перстенек, рученькой, косыньку, горенку, яблоньку.

«Огородник» Н. Некрасова – подражание народной песне о влюбленных, разделенных положением в обществе.